Что можно посоветовать тому, кому надо сесть и написать статью или пост? Ну конечно: сядь и напиши, блин, уже наконец, хватит слоняться!
Это же так просто. Если не сядешь и не откроешь документ, ничего не получится. Поэтому начни хотя бы с чего-то.
Но тот, кто уже пробовал так, понимает, что это ни фига не просто.
Второй этап, когда надо по плану и тезисам написать логически связный вовлекающий текст, самый сложный. Большую часть времени копирайтеры и редакторы убивают именно на этом этапе. Хотя должны тратить на него меньше.
Напомню
из прошлой заметки:
— Подготовка (70%).
— Написание (10%). — Редактура (20%).
Но как это сделать?
Вот несколько важных мыслей, благодаря которым вы сможете писать быстрее:
1️⃣
Писать с нуля — больно. Вид белого листа снижает энтузиазм и увеличивает грусть. Мучиться — не дело, ведь текст будет пронизан вашими мучениями, и читатели это почувствуют.
Поэтому:
☝️
Первая задача — написать хоть что-то. Замарать лист. Иногда проще писать не в новом доке, а там, куда вы уже покидали тезисы.
Слышала, что кто-то меняет цвет листа в гугл доке, чтобы не давил так: Файл → Настройки страницы → Цвет страницы.
Что касается меня, короткие форматы — посты и микротексты для приложений, я пишу в онлайн-блокноте. В этом нет никакого сакрального смысла, просто он словно требует от меня меньше, это как записать что-то на салфетке. Я пишу первый вариант, потом перечитываю, удаляю лишнее, меняю предложения местами. Дорабатывать — не больно. Напишите хоть что-то, чтобы было что дорабатывать.
✌️
Вторая задача — добавить приятностей в процесс. Включите музыку. Заварите чай или сделайте ароматный кофе. Проветрите комнату. Зажгите свечу, если любите такое. Всё это кажется несущественным, но так вы сможете не воспринимать работу с текстом как работу. И текст запахнет вольной мыслью, а не потом раба.
2️⃣
Не будьте перфекционистом. Перфекционизм пригодится на третьем этапе — во время редактуры.
Задача первой итерации — записать факты и идеи в нужном порядке. Предложения не должны хорошо звучать (это не значит, что нужно писать намеренно плохо, просто пишите как пишется).
3️⃣
Логика важнее красивого текста. Ибо передумывать логику куда затратнее: придется весь текст переписывать.
На первой итерации важно сосредоточиться на главных тезисах и логически корректной структуре. На уровне предложения пока не редачим.
Помню, во времена моей работы в Skillbox главный редактор легко и часто заворачивал полностью готовый текст. Даже правок не давал, если текст не решал задачу, а логика была слабой. Говорил, зачем редактировать вот это, зачем тратить время. Даже самая талантливая редактура не вытянет такой текст.
***
Часто пытаются сразу же и писать, и редактировать. Получается плохо организованный текст, потому что слишком много внимания уделяется именно деталям, и они мешают разглядеть картину целиком.
Про другие этапы:
Разбираю этапы написания и редактуры статьи: готовимся