Разбираю этапы написания и редактуры статьи: ревью
Про уровни редактуры, гигиеническую чистку текста и щепотку магии в редакторском процессе.
Редактура текста состоит из двух слоев: смысловой и на уровне предложений.

Про редактуру на уровне смысла

До того, как вы кинетесь кромсать неуклюжие фразы, посмотрите на текст глобально. Я знаю, как тянет сразу же поправить, если видишь неудачный речевой оборот. Но нужно воздержаться. Правки на уровне предложений не спасут, если по смыслу есть проблемы.

Какие это могут быть проблемы?

1. Текст работает не на нужную цель.

Пример.
Хотим продать пылесос «Удав 3000», а пишем о том, как круто иметь дома пылесос. Читатель соглашается с нами и идёт покупать пылесос. Просто пылесос. А не наш «Удав 3000».

2. Заголовок не соответствует тексту. В заголовке и лиде заявили об одном, а речь пошла про другое. Так сказать, повело.

Пример:
Заголовок: «Как стать программистом».

Смысл текста: Программист — это человек, который пишет программы, занимается тем-то и тем-то.

В заголовке обещаем рассказать, как стать программистом, а в тексте только рассказываем, кто это такой. Текст и заголовок не совпадают.

3. Начали издалека. Да так, что читатель не может с первой минуты разобраться, о чем этот текст. Лучше объявить сразу, что хотели сказать, а потом уже пояснять. Про это у меня есть статья.

4. Невнятная структура. В хорошем тексте разделы про разные тезисы отмечены подзаголовками, абзацы небольших размеров (в среднем — 5 строк) и каждый содержит одну мысль, а не всё и сразу. Всё это помогает читателю следить за мыслью автора.


Как облегчить редактуру на уровне смысла?

1. Выпишите на бумажку цель этого текста и положите перед собой. Зачем его писали вообще?

2. Выпишите потребности вашей аудитории.
Что она жаждет здесь прочитать?
Зачем будет это читать?
И что должна (по нашему плану) пойти и сделать после прочтения?

Если текст можно просто почитать и закрыть, если он ни к чему не призывает, ничего не меняет в жизни читателя — он бесполезен.
Задавайте себе вопрос: текст написан, чтобы что?
3. Проследите развитие мысли — насколько логично? Как вариант, можно проставлять тег возле каждого абзаца. Тег должен отражать предмет разговора в этом абзаце. По итогу тегирования всех абзацев вы можете обнаружить, что в тексте говорится об одном и том же в нескольких местах. Тогда переносите в одно — суммируйте мысли.

Простая логическая структура высказывания:

задаем вопрос, который волнует аудиторию;
⤵️
рассуждаем на эту тему (приводим аргументы за и против или просто отвечаем на поставленный вопрос);
⤵️
делаем вывод.
Говорите об одном и том же в разных местах по тексту? Это яркий признак проблем со структурой.

Не знаете, что написать в выводе/заключении? Это второй признак проблем со структурой.
4. Посмотрите на вводный абзац или лид и тут же на выводы (последний абзац). Есть между ними связь? Есть ли ответы на заданные вопросы?
Текст должен закольцеваться
Про редактуру на уровне предложений

Теперь спускаемся на уровень ниже. Эта работа уже напоминает работу уборщика, который расчищает завалы. Но всё не так просто и механистично. Без щепотки магии не обойтись.

Что делать здесь:

1. Прочитайте текст вслух. Мозг иначе воспринимает сказанное, чем прочитанное. Если у вас есть диктофон, можете записать себя и прослушать. Спотыкаетесь или не хватает воздуха дочитать предложение? Перепишите это место.

2. Обратите внимание на глагол в каждом предложении, если статья кажется скучной, недостаточно динамичной и захватывающей.

Подчеркните главные глаголы в каждом предложении или пробежитесь по ним глазами:

➡️ нашли пассивный залог?

➡️ нашли предложения без глагола?

Подумайте, как перефразировать, чтобы получился активный залог.

Пример:
Публикуются только развернутые объяснения → Публикуем только развернутые объяснения

3. Поищите слова, без которых смысл предложения не меняется.


➡️ нашли канцелярит или тавтологию?

Пример:

составлять конкуренцию конкурировать
приостановить работу не работать

не понимали, что будет с их проектами дальше (про «дальше» мы понимаем из общего смысла предложения)


➡️ нашли термины, не совсем очевидные для вашей аудитории?
Поясните при первом упоминании, если не избежать их использования. Или перефразируйте так, чтобы было попроще. Если читатель не поймёт с первых секунд, о чём вы, то не станет разбираться → не прочитает → зря писали текст.

➡️ нашли повторения?
Удаляйте или комбинируйте эти мысли в одном абзаце/разделе.

➡️ нашли усилительные частицы?
Очень сильно, слишком быстро, на самом деле круто, активно искать заказы.
Просто удаляйте.

➡️ нашли причастные и деепричастные обороты, от которых можно было бы без крови отказаться?

Разбивайте предложение на два, чтобы оба получились с глаголами. То есть причастие переделывайте в глагол.

Если есть ссылки:
Прощёлкайте: они должны работать и вести в нужное место. Кажется, мелочь, но это один из самых популярных ляпов.

Если есть картинки/таблицы/графики и другой визуальный контент:
— Не дублируйте в описании то, что понятно из картинки.
— Не описывайте всё, что изображено на графиках, только общие тенденции. Иначе зачем тогда показали график?
Щепотка магии

В редактуре на уровне предложений важно «не пересушить» текст — не сделать его слишком правильным и аккуратным, удалив всё, что не по методичке.

Для этого к тексту нужно подходить не с желанием педантичной расправы, а творчески. Порой нужно убрать пассивный залог, а порой — добавить. Всё для того, чтобы текст звучал как речь, был живой и не давал уснуть.

Говорите с читателем через текст, а не доносите информацию. Свои посты и статьи я нарочно мало редактирую, нарочно не следую всем заветам мифического гениального редактора. То же самое с текстами, где чувствуется дух автора. Хочу сохранить там эмоцию. И, знаете, такие тексты читают. Так что с редакторскими стараниями лучше тоже не перестараться.
Читайте больше заметок в моём телеграм-канале
Если хотите поделиться мыслями в ответ — напишите мне:

E-mail: ydvoreckaya@yandex.ru
Соцсети: Facebook | Instagram | Telegram
Made on
Tilda