Редактура текста состоит из двух слоев: смысловой и на уровне предложений.
Про редактуру на уровне смысла До того, как вы кинетесь кромсать неуклюжие фразы, посмотрите на текст глобально. Я знаю, как тянет сразу же поправить, если видишь неудачный речевой оборот. Но нужно воздержаться. Правки на уровне предложений не спасут, если по смыслу есть проблемы.
Какие это могут быть проблемы?
1. Текст работает не на нужную цель.
Пример. Хотим продать пылесос «Удав 3000», а пишем о том, как круто иметь дома пылесос. Читатель соглашается с нами и идёт покупать пылесос. Просто пылесос. А не наш «Удав 3000».
2. Заголовок не соответствует тексту. В заголовке и лиде заявили об одном, а речь пошла про другое. Так сказать, повело.
Пример: Заголовок: «Как стать программистом».
Смысл текста: Программист — это человек, который пишет программы, занимается тем-то и тем-то.
В заголовке обещаем рассказать,
как стать программистом, а в тексте только рассказываем,
кто это такой. Текст и заголовок не совпадают.
3. Начали издалека. Да так, что читатель не может с первой минуты разобраться, о чем этот текст. Лучше объявить сразу, что хотели сказать, а потом уже пояснять. Про это у меня есть
статья.
4. Невнятная структура. В хорошем тексте разделы про разные тезисы отмечены подзаголовками, абзацы небольших размеров (в среднем — 5 строк) и каждый содержит одну мысль, а не всё и сразу. Всё это помогает читателю следить за мыслью автора.
Как облегчить редактуру на уровне смысла?
1. Выпишите на бумажку цель этого текста и положите перед собой. Зачем его писали вообще?
2. Выпишите потребности вашей аудитории.Что она жаждет здесь прочитать?
Зачем будет это читать?
И что должна (по нашему плану) пойти и сделать после прочтения?
Если текст можно просто почитать и закрыть, если он ни к чему не призывает, ничего не меняет в жизни читателя — он бесполезен.