Такую идею почерпнула на днях у одного психолога, а потом развила, обдумывая свой опыт.
Цена — не просто сумма затрат на создание продукта/оказание услуги и чуточку сверху. В цену важно включить затраты на образование, практический опыт, успешные результаты в проектах, личный бренд, коммуникативные навыки и даже любовь, с которой вы подходите к работе.
Да, да, то, что вы любите своё ремесло, — ваше конкурентное преимущество, а, значит, и это субъективное свойство нужно включать в расчет своей цены. Подумайте, как по-разному делают свою работу тот, кто пишет или редачит только потому, что так удобнее работать в интернете удаленно, и тот, кто с детства чувствует в этом своё призвание и жить не может без текста.
Как же это рассчитать то, что невозможно измерить? Исходим из того, что только вы знаете, как много всего вкладываете в свои услуги. И себя обмануть вы не сможете — если не дотягиваете, будете так неловко объявлять цену, что заказчик почувствует что-то странное, возникнет недоверие, и в итоге он не согласится. У того, кто убедительно и без смущения говорит о своем прайсе, даже скидку порой попросить неловко.
Но здесь кроется огромная проблема: вы можете много вкладывать в свою работу и быть уверенными в своем профессионализме, но вмешается низкая самооценка. Тогда даже крутой специалист начинает продавать себя за бесценок. Заказчики, конечно, рады: видят и внушительный опыт, и блестящее портфолио — вот удача! И если они не будут сильно подозрительными от таких щедрот, то вцепятся в вас.
Но хорошо ли это?
Мой опыт доказывает, что нет.
1) Ценить вас будут меньше. И профессионализм не вытянет ситуацию. Важно, сколько за вас заплатили, насколько трудно вы достаетесь заказчику.
2) Даже если компания норм, коллеги ценят, то всё равно со временем они не будут знать, что делать с таким чебурашкой. С одной стороны, ваши навыки чувствуются и, кажется, вам в пору самому развивать команду, а не развиваться под чужим началом. С другой стороны, ваша ставка не как у синьора, опытного специалиста, и вас, типа, надо растить.
Вы недооценили себя, и поставили людей в тупик. Дальше вероятны всякие несправедливости в отношении вас, что будет причинять страдания. Например, над вами могут поставить менее опытного человека, который будет неловко чувствовать себя в роли вашего руководителя и от того обращаться с вами не лучшим образом, чтобы доказать себе, что вы всё-таки ещё не переросли его.
В
своей рассылке про поиск работы я уделяю большое значение как раз самооценке.
Определить свою ставку за услуги/желаемую зарплату — не подглядеть у соседа и не пойти на поводу у наглого заказчика — критически важно, если вы хотите быть хорошим специалистом.
Если с этим проблемы, то стоит задуматься, нет ли у вас низкой самооценки и не отвергаете ли вы деньги, как нечто плохое, то самое «мышление бедняка».