Копирайтерам, редакторам, дизайнерам, разработчикам и много ещё кому не обойтись без ревью. Они привыкли получать фидбэк по своей работе и давать его. Даже если вы не руководитель, вы можете давать фидбэк по коллеге, это общепринятая практика.
Я делаю и то, и другое — в больших количествах. Наблюдая за своими ощущениями и за реакцией людей на критику, записала несколько мыслей.
Как получать фидбэк
1. Перед тем как попросить фидбэк, расскажите, какую проблему/задачу вы своей работой решаете. «Мне нужно написать рассылку, которая поможет нам смотивировать людей на покупку курса, то есть конечная цель — продажа курса».
2. Укажите стадию проекта/задачи. «Я пока только накидал структуру и пару тезисов для каждого пункта. Как только получу фидбэк, перейду к написанию текста».
3. Обратите внимание на те моменты, по которым вам нужен фидбэк. «Я пока только накидал структуру и пару тезисов для каждого пункта. Посмотри, ок ли с точки зрения логики и структуры».
С помощью этих трёх простых правил вы сильно сузите фокус внимания человека и избежите лишних комментариев, которые сейчас не нужны или нерелевантны.
☝️Всё это важно сказать ДО получения критики.
Не надо после каждого комментария оправдываться, мол, да здесь ещё не доделал, а тут ещё от старого исполнителя осталось, мне самому не нравится. Это выглядит жалко и не профессионально, сразу желание давать нормальный фидбэк отпадает, возникает атмосфера борьбы: я закидываю тебя мячами, а ты отбиваешься. А должна быть атмосфера коллективного брейншторма и наставничества.
4. Не переделывайте всё сразу же. Некоторые кидаются прямо во время твоего фидбэка править макет. Это показывает, что у вас нет профессионального мнения, и вы готовы всецело довериться любому. Доверять, конечно, важно, но ещё важнее всё обмозговать. Поблагодарите за идею, запишите и обещайте подумать над этим. Не нужно тут же править, это всего лишь идея со стороны.
☝️И вообще, благодарите всегда. Нечасто, но, бывало, что после фидбэка человек не отвечал мне ничего. И это неприятно. Я ведь потратила время на помощь. Хотя бы за это важно сказать спасибо. Нравятся вам идеи или нет. Расстроены вы после критики или нет — скажите спасибо. Потом, когда придете в себя, пожалеете, что поддались эмоциям и не поблагодарили.
Как давать полезный фидбэк
1. Убедитесь, что ваш фидбэк нужен. «Ты не против, если я оставлю пару комментариев?». Пусть человек сам даст вам согласие на критику. Так вы не нападаете со своими замечаниями, и критика будет воспринята легче.
2. Убедитесь, что поняли задачу/проблему проекта. Переспросите «Правильно я понимаю, нам в первую очередь важно собрать контакты новых клиентов?». Без чёткого понимания вы рискуете наговорить лишнего или вообще ерунды.
3. Формулируйте мнение в виде вопроса. «А может здесь лучше подробнее расписать...?» или предположения «Кажется, здесь лучше сдвинуть форму опроса чуть вправо, так она заметнее. Что думаешь?».
4. Обязательно отметьте то, что нравится. Иначе останется только послевкусие критики, критика всем неприятна. К тому же человек может решить, что работа вам не нравится полностью. Возьмёт и переделает с нуля, а вы хотели всего пару мест поправить.