Ответы на наболевшие вопросы от UX-писателей
Все предложенные в статье решения протестированы мною на реальных компаниях. Рекомендую только то, что у меня показало хорошие результаты.
Для затравки: UX-писателям нелегко живётся во всём мире
Что делать, если текстами в компании занимаются все — продакты, дизайнеры, разработчики?
Давайте так: они не виноваты, ведь рыба гниет с головы. Хотите остановить этот процесс? Разберитесь с руководством, стейкхолдерами.

Как это сделать? Я вижу два направления работы:

1. Поговорите со стейкхолдерами. Но для начала поймите, что важно для них: на какие показатели эффективности они смотрят, какие цели перед собой ставят. Это можно узнать у менеджеров продуктов (им спускают целевые метрики) или на общих встречах.
Обладая этой информацией, можно обдумать, как UX-писатели в состоянии облегчить достижение этих целей. Затем выйдите напрямую на руководителей и презентуйте свою работу с точки зрения того, что для них важно, и «продайте» свою экспертизу.

Если руководитель сочтёт вашу работу полезной, поговорите с ним о существующих проблемах в процессах и попросите помощи в налаживании этих процессов. Подготовьте схему в Miro или где-то ещё — сделайте свой рассказ о проблемах наглядным и предложите решения.
Не надо просто жаловаться, приходите с решениями. Ваша задача, чтобы руководитель понял: ваша работа могла бы помочь ему достигнуть его целей, улучшить его показатели, но вашей работе мешают, а значит надо помочь вам реализовать ваши решения, устранить проблемы. Так вы увяжите его цели и ваши проблемы с тем, что тексты пишут все подряд.

Сами по себе ваши проблемы никого не интересуют, запомните это.
2. Идите в народ. Организуйте серию встреч с продактами, дизайнерами, разработчиками и другими персонажами. Желательно с каждой группой в отдельности. Расскажите о специфике своей работы, чем можете быть полезными и как это повлияет в конечном итоге на их работу и бизнес в целом.

Да, на бизнес. Не рассказывайте, как важен пользовательский опыт. Это всё важно, но, когда нужно приложить усилия или потратить деньги, люди легко забывают про это. Говорите о том, насколько быстрее будут пилиться продукты, насколько проще будет этой группе людей работать, если вы будете участвовать в командной работе, приводите примеры других компаний, где UX-писатели встроены в процессы, и их контент уже стал бест практисом.

В конце концов опирайтесь на метрики, если вам удалось их собрать.
Переделали экран? Сохраните себе версию ДО и ПОСЛЕ и отправляйтесь к аналитикам или UX-исследователям, обсудите с ними, как можно проверить эффективность доработок. Вам что-то да посоветуют.
Если есть общие каналы, напишите туда пост, пригласите всех желающих и увяжите их боли с тем, что вы будете рассказывать. Просто так к вам на встречу никто не придёт. Например, разработчики отвлекаются на написание текстов ошибок, а могли бы не делать этого, выпить чайку в свободное время. За них писатель всё сделает в лучшем виде. Предложите им обсудить это.

Перед тем как писать подобный пост для всех разработчиков можно сходить к тимлиду, обсудить идею. Заручиться поддержкой тимлида — козырь в рукаве. Тимлид всегда озабочен загрузкой своих ребят и улучшением качества их работы. Опять же — говорите с тимлидом через призму того, что важно ему, а не вам и не неким абстрактным пользователям продукта (в первую очередь человек думает о своих выгодах).

Дизайнеры не принимают всерьёз. Как застолбить себе место в процессе? Как объяснить, что работать с UX-писателем лучше, чем без него?
Для начала надо разобраться, почему дизайнеры или один конкретный дизайнер, с которым вы работаете, не воспринимают (ет) вас всерьёз.

Предлагаю задать ему этот вопрос, позвать на встречу, обсудить ситуацию.

А ещё:

— Выяснить, какие сомнения относительно UX-писательства у него есть.
— Определиться, какие цели и задачи вы вместе, как команда, перед собой ставите. И как UX-писатель может поспособствовать достижению этих целей.

Например, дизайнер говорит, что ему долго согласовывать с писателем макет, быстрее написать тексты самому. Тогда вы можете справедливо заметить, что он тратит время на чужую работу, а мог бы уделить больше внимания своей или просто отдохнуть.

Вы можете работать параллельно с дизайнером в «Фигме»: дизайнер накидывает дизайн, а вы накидываете тексты или вы накидываете тексты, а дизайнер на их основе готовит дизайн. Ему так даже удобнее будет, чем с нуля придумывать. И, по правде говоря, это логичнее.

Не контейнеры определяют смысл, а текст. Значит, и текст первичен, а дизайн подгоняется под него. При этом дизайнер имеет право обсуждать и допиливать тексты, так же, как писатель может обсуждать дизайн.

Кстати, для такой совместной работы здорово иметь доступ к редактированию макета в «Фигме», но знаю, что не во всех компаниях готовы его выдать UX-писателям. В Skyeng удалось и это значительно облегчило и ускорило работу. Обсудите в своей компании, готовы ли они выделить финансы на дополнительный доступ.

Если дизайнер всё равно скептичен, хочет делать всё сам и звать писателя для ревью за 2 часа перед тем, как сдать макет. Или вообще не зовёт…

Идите к продакту, опишите проблему и последствия — с точки зрения того, что важно продакту. Вот, мол, ошибки могут быть, несоблюдение «голоса бренда» и редполитики, можем попасть в мемы и разрушить репутацию бренда и всякое такое. Расскажите про налаженные процессы в других успешных компаниях (желательно из вашей же отрасли, чтобы показать, что в похожей ситуации люди поступили иначе и преуспели).

Но ещё лучше, если вы проделаете всю ту работу, что я описала выше — со стейкхолдерами. Тогда и не придётся отдельно с каждым дизайнером и продактом договариваться. Надо повышать культуру UX-писательства на уровне компании, иначе вас ждут извечные локальные битвы.
Хотите, чтобы дизайнеры воспринимали вас всерьёз? Крутитесь в среде дизайнеров. Напроситесь на их встречи, где они обсуждают свои работы и просто что-то обсуждают. UX-писатели должны быть ближе к дизайнерам, чем к редакции.
Обязательно ли делить писателей на маркетинговых и продуктовых?
Нет, не обязательно. Писатель может работать как с маркетингом, так и с продуктом, если он понимает принципиальную разницу.

Когда пишешь для маркетинга, ты на стороне компании, стараешься показать продукт лицом, а неприятные моменты задвинуть на задний план или подать их в нужном ключе.

Когда пишешь для продукта, ты на стороне пользователя, и должен делать всё, чтобы продукт стал максимально понятным и прозрачным для него. Если есть всякие но и если — их надо выложить на стол, иначе подорвёшь доверие.

В маркетинговых текстах нужно сказать коротко и так, чтобы запомнилось (провоцировать, смешить — пожалуйста!). В продуктовых текстах важно написать без двойных смыслов, без провокаций и даже шутки редко, когда действительно уместны.

А ещё в продукте многое зависит от дизайна и технических ограничений, поэтому уровень коллабораций там выше — надо быть готовым не писать «как тебе кажется лучше», а опираться на экспертизу смежных членов команды и исследования. Хотя в маркетинге опираться на исследования тоже нужно.
Как UX-писателю показать эффективность своей работы?
Некоторые UX-писатели считают, что достаточно говорить «я просто улучшаю пользовательский опыт, это сложно измерить, но это очень важно».

Это правда очень важно. С хорошим текстом продукт становится ближе и понятнее пользователям, а значит — экономит время и приносит приятные впечатления, а значит — хочется пользоваться им ещё и ещё, а значит — NPS, лиды, регистрации, продажи, LTV компании растут, а затраты на удержание клиентов падают. Вот и постепенно пришли к конкретике.

Заручитесь парочкой кейсов из своей работы. Поредачили что-то — узнайте у продакта, когда будут тестирования, чтобы заодно с дизайном, потестили и текст. Сходите к аналитикам, у них можно много инфы добыть про количество переходов по страницам, по кнопкам и узнать про количество отказов на нужных страницах. Если не знаете, что конкретно вам нужно, расскажите аналитику, для чего вам нужна информация, он сориентирует.

В общем старайтесь быть ближе к цифрам. А если не получается, то стремитесь проводить небольшие UX-тесты ваших текстов и опирайтесь на них. Если 7 из 10 пользователей скажут, что новый текст стал понятнее, и вы увидите, что с новыми инструкциями человек не сбивается с толку — это победа, отличное подкрепление!

В работе UX-писателя многое построено на коммуникациях с разными членами команды, из разных направлений. Придется договариваться. Учитывать нужды и потребности коллег — сильнее, чем дизайнерам, исследователям и кому-либо ещё. Проситься на общие встречи и объяснять (почти доказывать) там свою пользу и экспертность.

Просто так UX-писателю не достаются почёт и слава. Это сильно утомляет, но если не сдаваться, всё получится и к вам начнут стекаться страждущие со всей округи, потом не отобьётесь. Вместе с этим придётся выстраивать процессы и приоритеты работы с задачами. Но это уже совсем другая история.
Читайте больше заметок в моём телеграм-канале
Если хотите поделиться мыслями в ответ — напишите мне:

E-mail: ydvoreckaya@yandex.ru
Соцсети: Facebook | Instagram | Telegram
Made on
Tilda