Для начала давайте определим, как выглядят больные процессы в продуктовой команде.
Процессы в компании страдают, если:
1. Писателей привлекают к работе над проектом, когда уже сложно что-то изменить — например, перепридумать смыслы, структуру экрана.
В идеальном мире писатели и дизайнеры вместе работают над задачей: продумывают ключевые тезисы, контентную структуру страниц и навигацию — до того, как всё это будет задизайнено.
Но если писателей перегрузили — у них нет времени на полноценное погружение в проект, они скачут от одной команды к другой, застряли в рутине — тогда дизайнеры берут всё в свои руки (и их можно понять, работа простаивает, пока писатель смотрит другие макеты).
К моменту, когда писатель готов вникнуть в задачу, самое важное уже сделано и воплощено в макете. Переделывать сложно, поэтому дизайнер всячески отпирается.
2. Писатели не участвуют в создании гайдов и фреймворков.
Чем больше команда дизайна, тем критичнее наличие гайдов и дизайн-системы. Всё это помогает создавать консистентный, качественный дизайн. Но, опять двадцать пять, писатели разрываются между проектами, и, понимая это, дизайнеры просто не зовут их поучаствовать в такой работе. А писатели и сами не готовы — так как носятся как белки в колесе и им трудно сфокусироваться. В итоге они совсем не влияют на некие базовые вещи дизайна, а делают только текучку.
Отсюда и представление о писателях: они только буковки правят.
Это критическая ошибка. Писатели должны отвечать за смыслы, которые несёт продукт. Писатель — голос продукта.
3. Продуктовых дизайнеров считают более важными членами команды.
А писатели вообще не рассматриваются как полноценные партнеры (иногда сами писатели сами себя изначально занижают, настолько привыкли быть задвинутыми в ящик). Именно поэтому все ресурсы достаются дизайну (например, новые ставки), а писателям всё труднее убедить менеджмент в необходимости выделить бюджет на профессиональное развитие и расширение команды.
Это замкнутый круг:
Писателей привлекают в конце, писатели не могут существенно повлиять на смыслы, что-то там правят — так, чтобы дизайн не поехал.
↓
Бизнес не видит значительного вклада от контента, команде контента не дают ресурсы.
↓
В итоге команда перекачена с одного бока (дизайна) и слаба со стороны контента (вот поэтому бывает один писатель на 10 команд). Компания выглядит как этакий персонаж с одной здорвоой ногой и культёй.
↓
Соответственно, продукт создается с однобоким видением: он крут с точки зрения дизайна и недотягивает в плане контента. Да, есть талантливые дизайнеры, которые умеют и писать отлично. Но у них нет столько времени, сколько у писателя, вглядываться в формулировки. Да и нет такой насмотренности.
4. Писатели физически не могут сфокусироваться на одном продукте.
Продуктовые дизайнеры часто работают на полную ставку над одним продуктом/проектом. Писатели переключаются от продукта к продукту, от команды к команде. В связи с этим дизайнеры более погружены в тонкости работы над проектом, могут смотреть на него стратегически, нести ответственность за весь результат.
С ответственностью возрастает и ценность для команды, и влияние на продукт. Пока писателям не дадут столько же времени на работу с продуктом, сколько дизайнерам, их роль будет всё время заключаться в работе с буковками. Ну а пользы от такой работы — ноль, можно даже сразу передать эту функцию дизайнеру.
Я видела, как высококлассных специалистов — с пониманием, как проектировать страницы с точки зрения психологии пользователей, как проводить исследования, как дизайнить, в конце концов — привлекают к работе фактически как корректора. Это как использовать компьютер лишь как печатную машинку.
5. Писатели выгорают.
Это, наверное, одна из самых частых жалоб, которую я слышала. Трудно работать в команде, где тебя всё время отодвигают или вообще не замечают. Писатели вынуждены постоянно доказывать свою нужность вместо того, чтобы вдумчиво работать над задачей.
Таким образом компании теряют талантливых сотрудников, которые могли бы здорово улучшить продукт, внести существенный вклад, если бы их ценность признали изначально и не подвергали сомнению.
***
Если вы заметили что-то из этого в своей компании, значит, пора пересмотреть процессы внутри команды. Иначе это сильно скажется на качестве работы и продукта в целом.
Я видела изнутри все эти вещи, и точно знаю, что в таких случаях часто создаётся "компромиссный" продукт (хорошо, что вообще что-то сделали).
Бизнесу трудно понять, почему они всё ещё блекло выглядят на фоне конкурентов, в чём же затык. Они давят на дизайнеров, но те не понимают, что же снова не нравится. Дизайнеры могут начать чаще ходить к исследователям за инсайтами, копать в ту сторону.
А проблема элементарно в том, что команде не хватает писательской компетенции, плотной и тщательной работы со смыслами. Тех самых людей, которые головой будут отвечать за смыслы. Тех, с кого можно будет спросить не за всё и сразу, а точечно — за каждую формулировку. Тогда и каждая формулировка станет не случайной, а отточенной до блеска.
В следующих постах расскажу, как можно улучшить процессы, чтобы больше работать вместе, а не параллельно и развивать контент-экспертизу в компании, используя писательские скиллы на полную.