В ночь перед Рождеством: о комфортном общении, восполнении ресурса и мудром управлении
Срочно записываю мысли, пока не убежали. Тут есть, о чём подумать, с чем поспорить и при желании сделать свою жизнь легче.
Быть открытым, чтобы чувствовать искренность и теплоту от других
А как мы делаем обычно: скукоживаемся, цепенеем от невнимания к себе со стороны общества, ждём, когда на нас обратят внимание и уж тогда можно будет выползти из своей кожуры. Уж тогда это будет безопасно.

Но упускаем из виду, что другие тоже боятся к нам приблизиться («что это за кот в мешке? а если я к нему пойду, а он меня ранит? лучше понаблюдаю пока»). Нужно показать себя другим, быть собой, быть честным. А это совсем небезопасно.

Никто не сможет пообещать, что нас не ранят. Зато естественность и открытость привлекут других людей, единомышленников. Мы получим много хорошего, и много плохого. А в своей скорлупе — только вечное среднее «норм».

Решать свои проблемы с собой, а не в разговоре с другими
Когда мы неистово спорим, отстаиваем политическую позицию, жизненный уклад, взгляд на вещи, мы словно кричим: «Примите меня. Я всё делаю правильно, я хороший».
Мы просим любви от других, иначе к чему в спорах такие эмоции. Ну не согласен человек, да и бог с ним. А может в его позиции даже есть что интересного обсудить? Дополнить свою картину мира? Человек, у которого сильно не болит, про себя отметит что-то и пройдёт мимо, если не согласен.

Получается, чтобы быть приятным (адекватным) собеседником нужно понимать себя, слышать себя, слушать себя и решать свои проблемы.

«В основе многих наших споров лежит неосознанное желание быть принятым, понятым, не отвергнутым. Понимание этой механики может изменить то, какие битвы мы выбираем. И где мы видим битвы, а где нет».
Из крутого поста дизайнера Алексея Иванова на канале Ponchik News.
Если мы знаем, что люди жаждут быть принятыми, любимыми, то можем магическим образом переводить споры из кровопролитных баталий в конструктивный диалог.

Когда вы говорите, что не согласны со взглядом или мнением собеседника, вы ставите под сомнение правильность его жизни в целом (ну так мы в спорах видим ситуацию). Человек начинает доказывать вам и сам себе, что идёт по правильному и живёт совсем не зря. А это серьезная штука, где уж тут до спокойствия?

Чтобы снизить градус спора, достаточно просто выказать, что вы в целом согласны с собеседником, но расходитесь в нюансах. Я здесь нахожу сходство с приёмом, который предлагает Максим Ильяхов в книге «Ясно, понятно. Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов»:

«Представьте, что есть страна, в которой население поделено пополам на идеологических «синих» и «красных» (вроде демократов и республиканцев в США). Есть два кандидата в президенты: соответственно, синий и красный. Красные любят своего и ненавидят синего; синие наоборот.

Вы — главред синей газеты. Задача конкретно вашего издания — переманивать на свою сторону красных. Есть ещё синие издания, которые укрепляют синих, но это не ваша задача.

Ваша задача — чтобы эту статью прочитали красные. Какой заголовок даст вам наибольшие охваты среди этой аудитории? Выглядит бредово: как синяя газета будет хвалить красного? Но в этом и хитрость: внутри статьи мы можем показать, что красный кандидат во многом молодец.

Но если вы хотите иметь достойное что-то там (образование, экономику, что угодно), то сейчас нужно отложить идеологические разногласия и проголосовать за синего.

Итого: чтобы красный читатель открыл эту статью, он должен сначала увидеть себя в заголовке — убедиться, что его мысли верные, а его кандидат молодец».
Получается, чтобы человек начал вас слушать, он должен ощутить в разговоре с вами, что он молодец.
Отключаться, чтобы было чем делиться
Ресурс не появляется из ниоткуда. Никто из нас сам по себе не «молодец» — мы раздражаемся, обижаемся, завидуем, критикуем и сплетничаем. Бывает даже с теми, кто почти чист в таких делах. Всё это — сигнал, что батарейка разряжена (у кого-то она разряжена годами и даже всю жизнь).

Нужно черпать силы в чём-то. Каждый просто обязан найти источник, откуда силы черпаются. Это может быть занятие или даже место (не зря есть понятие «место силы»). А если есть пробоина в ресурсном баке — срочно латать, разбираться, на что сливаете энергию? Может, это изжившие себя отношения или токсичный друг или вечно недовольные вами родственники? Пора перебрать этот шкаф.

Нашла в рассылке учителя информатики Сергея Хабарова:

«Отключаться, чтобы были силы не раздражаться, не обижаться, чтобы быть эмоционально устойчивым, уверенным, открытым, чтобы преодолевать собственный эгоцентризм, быть терпимым к чужому мнению и другому человеку, чтобы сдерживать агрессивность и формировать в сознании детей намерения, связанные с ненасильственным действием, чтобы позитивно оценивать детей, снижать уровень напряженности, тревожности и страхов. Чтобы предъявить классность. Чтобы повлиять на тех, кто будет влиять на мир в будущем»
Руководить и преподавать не на вершине пьедестала, а в сторонке
А если не готовы к этому, то лучше не браться за всё это. Будет больно и вам, и людям. Надо настояться на том пьедестале, нагеройствоваться, насытиться, чтобы не обидно было в стороночке потом стоять.
У хорошего руководителя подчинённые — супергерои, у него крутая команда. Но не только потому, что он таких себе подобрал, а ещё потому, что они возле него могут жить. Как Солнце обжигает близлежащие планеты, так и руководитель-супергерой «сжигает» подчинённых.

То же самое с преподавателем — здорово, когда тебя направляют, возлагают на тебя надежды и верят, что ты вот-вот вспархнёшь, улетишь и однажды превзойдёшь своего учителя (и этим его прославишь).

Про преподавателя, который даёт ученикам блистать, рассказал Сергей Хабаров в своей рассылке:

«Написав, он сразу озвучивал все свои соображения и опасения: что боится ошибиться сам; что боится, что задача окажется вообще не для нашего курса и уровня (он же её впервые видит); боится, что его осмеют — мол, старый из ума выжил — даёт детям задачи, до которых они не дошли; или что наоборот — задача то окажется простой, а он тут столько напряжения вокруг неё нагнетал.

Он начинал решать, стирая рукавом пиджака то, что написал поспешно и ошибочно. Он ошибался. Прикрикивал «Ну, тихо!» (нарочито?) на тех, кто сзади ему сразу кричал «Неправильно!» — пока он писал на доске (и вправду — неправильно). Потом через полминуты резко разворачивался к аудитории — «И вправду! Неправильно! Кто это был? Кто заметил? Кто сказал?» — и выуживал того, кто ему крикнул.

Спрашивал с каким-то задором и возбуждением охотника идущего по следу: «А как ты увидел? Как понял?», — выслушивал объяснение, реагировал — «А теперь расскажи это всем!», — переспрашивал следом у всех «Все поняли, как он объяснил?».

И потом — «А может кто ещё знает, как решать? Как дальше быть?». Давал мел любому вызвавшемуся. Комментировал его решение стоя рядом. Прямо под руку на всю аудиторию. Нарочито иногда оспаривал правильные действия (аудитория протестовала против такого вмешательства, поправляла — что всё правильно и поддерживала пишущего писать дальше).

Подбадривал. И так — почти все задачи и весь курс.

Мы чувствовали себя супергероями! Мы — могли решить всё. Если не справлялся один — сразу ему на подмогу и на замену вставал другой. Никто не уходил с его лекций — так все были воодушевлены и наэлектризованы и восхищены. Он, буквально, вселял в нас веру, что мы сможем всё, даже если вначале — не знаем совсем.

В конце, уже в шутку, вспоминая его лекции — никто не мог сказать определённо — где лежали границы его знания: он вообще правда ошибался, или всё это — от самых мелочей до самых эпических ошибок — была такая игра. И от этой неопределённости — уважали и любили его безмерно».


Это всё. С Рождеством вас!

И спасибо, что вам можно рассказать ❤

Если вам есть чем поделиться, пишите мне на почту ydvoreckaya@yandex.ru. Обратная связь очень нужна. Это значит, что вы размышляете вместе со мной, и всё не зря.

А ещё я есть в соцсетях — туда тоже можно писать:
Facebook | Instagram | Telegram
Made on
Tilda